Ариста-свинина по флорентиски |
Дули холодные февральские ветра.
Греческие прелаты прибыли недовольные и усталые во Флоренцию к середине месяца, выдавшегося не нашутку сопливым и холодным. Всю дорогу от Феррары, длинны кортеж греков, возглавляемый повозками Митрополита Константинополя Иосифа II и Императора Византии Иоанна VIII Палеолога преследовали ветра и дожди.
Не унывали только флорентийцы, радостная новость о переносе папской буллой Евгения IV, Феррарского Вселенского Собора во Флоренцию было принято с энтузиазмом даже простым людом. Коммерсанты подсчитали свой будущий доходы, вожделенно потерли руки от такой несказанной удачи и город начал приготовления.
Банкет послушаю встречи долгожданных гостей был ВО ИСТИНУ единую, великолепен. Бесконечные закуски сменялись еще более изысканными блюдами, вино текло рекой и реки те делали свое дело, к середине банкета как-то разкачегарилось, греки начали улыбаться и весело щурить пьяные глаза, предвкушая размеренный ход Собора и новые явства во имя Божие на их столах, Флоренция развернулась к ним ее очаровательным лицом меланхоличной, грациозной гурманки и очаровательно улыбнулась прамо в души страстных защитников веры.
К вечеру захмелели все, даже мальчишки, быстро юркающие с подносами между столами и ловко подливающими в опустевшие бокалы вино. Понесли мясное, длинные куски свиной корейки были украшены цветами и травами, аромат от розмарина и тимьяна протянулся прозрачным шлейфом от кухни к трапезной, распадаясь на молекулы, атомы, нейроны, лез под длинные бороды, застревал в волосатых носах, поднимался к расписанным потолками и смущал вереницу серафимов спирально взлетающих в поднебесье.
Хмельной Вессарион Никейский отпробовав мяса не удержался и воскликнул вставая с места и крутя в руке предмет похожий на трезубец бога Нептуна в миниатюре- «Аристос!» Греки уважительно загудели в ответ, дожевывая тонкие кусочки душистого мяса- «Лучшее, Лучшее!»
Кухарки, повара и поварихи, на секунду замерли до конца не осознавая, но чувствуя величие момента бытия. Увесистый мужик, руководивший работой кухни и больше похожий на людоеда, чем на шеф-повара, лохматой ручищей перегородив дорогу юркому пажу и наклонившись к его юному лицу, так что можно было подсчитать все прыщи на его огромном носу, ласково спросил юнца- Что они там кумекают в ризнице то, что-то я не вразумлю?
-Мясо нахваливают- нетерпеливо ответил юнец.
-А что говорят то?- выдохнул великан.
-Кричат в восторге Ариста, Ариста!- ответил юноша, ловко выруливая из объятий повара.
-Ариста значит!-заключил великан и хохотнул в кулак- Ну что ж, раз свинина наша вам аристой вкуснее, будет вам АРИСТА.
Так в прохладный, дождливый февральский вечер в 1439 году от рождества Христова, под сводами флорентийских палат случилось чудо- было дано имя свиной корейке, проваренной в вине и запеченной в печи с травами.
И поныне флорентийцы готовят «Лучшую Аристу» во всей Тоскане, с удовольствием ее едят и вспоминают свою историю.
И я там был. Мед и пиво пил. По усам текло, да только в рот не попало. На душе пьяно и сытно стало.
*Aristos (гр.) -отличный, лучший.
*Виссарион Никейский- 1403-1472 греческий гуманист, теолог, ученый, кардинал Римской церкви, известен как «предатель веры» за то что склонил греческую делегацию на Соборе во Флорнции 1439 пойти на полные уступки в вопросе разногласия между католической и православной церквями. Таким образом, при поддержке Императора Иоанна VIII Палеолога пытался спасти Византийскую Империю и Константинополь от мусульманского завоевания, волнуясь о судьбе правящего дома Палеологов первым завел переговоры о свадьбе Софьи Палеолог с Иваном III Великим.
На фото фрагменты фрески 1459 года Беноццо Гоццлоли-Кортеж Волхвов. Портереты Иосифа II и Иоанна Палеолога VIII