В Кафедральном соборе города Сан Джиминьяно сохранился огромный цикл фресок, расположенный в первом нефе Коллегиальной церкви, рассказывают они истории Нового Завета. Потрудились над этим циклом примерно с 1325 по 1345 год два тосканских художника и брата Липпо и Федерико Мемми. Опираясь на " Жизнь великих Художников" Джорджо Вазари многие верили, что была работа исполнена неким художником по прозвищу Барна из Сиены. Мастер был мистический, возник практически неоткуда, расписал правый неф храма и упав с лесов в 1381 году, трагический погиб.
В начале 20 века в достоверности факта засомневались. Детектив да и только. А что делать, если художники в 14 веке не так часто подписывали свои произведения как хотелось бы. А у Липпо Мемми с этим делом был совсем бардак, в длинном списке работ приписанных этому автору, всего три подписаны.
Липпо был старшим сыном талантливого сиенского художника Меммо ди Филипуччи и очень юным, стал достойным помощником своего отца. Меммо часто приглашали в Сан Джиминьяно, здесь то Липпо встречает своего будущего учителя, друга, соавтора и шурина Симоне Мартини, и в 1315 году расписывает с ним «Мадонну под Балдахином» в сиенской Мэрии. В 1317 году, пишет, вместе с мастерской отца, Богородицу в ратуше города башен, это была дань уважения своему старшему другу Мартини. Липпо талантливо повторяет не только композицию симоновской богородицы в Сиена, но и копирует стилистику матера. Это была его первая подписанная работа.Очень быстро из ученика Липпо превоплощается в со-творца мастера Мартини. В 1333 году они пишут совместное, самое известное произведение Мемми — «Благую весть», выставленную сейчас в Уффици.
И искусствоведческий детектив продолжается. Кто написал основной сюжет картины, Симоне или Липпи? Может Липпи, а Симоне только подписал, чтобы удовлетворить важного заказчика, коим являлся Кафедральный собор Сиены? Некая гарантии качества.
Последний документ, подписанный рукой Липпи это акт покупки виноградника для сестры Джованны, вдове Симоне Мартини в 1347 году. Когда скончался мастер, проживший большую часть своей истории в тени плодовитого отца и великого шурина, тоже остается большим вопросом. Цикл фресок в колледжате Сан Джиминьяно, является одной из тех самых подписанных Липпо работ. Но в этом долго сомневались ввиду странности подписи, она просто выцарапана, как многочисленные граффити различных эпох под одной из 26 сцен фресок.
Картина распятия в этом цикле занимает центральное место и в четыре раза больше остальных картин повествования. Как азартные рассказчики братья Мемми не оставляют недосказанности, тщательно разбирая сюжет по полям раскадровок, не отходя от канонического сюжета, но тактично добавляя свои интерпретации. Вот плохие люди, неверующие в Иисуса и фарисеи, они все в правом углу под крестом на котором распят плохой разбойник, захвачены сценой мучений Христа. Вот три Марии, Иосиф и сторонники Иисуса под Крестом на котором умирает хороший разбойник. Богородица потеряла чувства, Марии склонились над ней в скорби, живые с живыми. Иоанн в растерянности развернулся от Распятия, развел руки, как много эмоций съедающих бездействие А какие лошади, Паоло Учелло просто умер бы от завести. А скорченное тело плохого разбойника? Оно же вывернуто от дикой нечеловеческой боли, я вижу в этом Мазаччо. НО! Возрождение еще за горами. Ни Учелло, ни Мазаччо еще не родились, еще никто и думать не думает, что время это назовут проторенессансом На дворе первая половина 14 века.