Турист Лена Набель (sienagid)
Лена Набель
была 14 апреля 2023 14:15

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

1

Давным давно, даже еще не при царе горохе а при Императоре Августе или даже, при его не родном отце Цезаре, жил в Риме прекрасный юноша патрийских кровей, которого звали Питилио и его дружок такой же дылда и балбес Лиано. Все им в жизни хватало, только не хватало одного, адреналина, поэтому в поисках этого гремучего вещества которое нам дает чувство переполненности жизни и азарта игры в нее, друзья забрались на Капитолийский холм, поздненько так, уже к вечеру. Смеркалось, все храмы языческих наисвятых закрывались и охранник тряся тяжелой связкой железных ключей стоял на площади перед святилищами выгоняя запоздалых мирян ором на всю частную римскую- «Спать пора, спать пора, всем хорошим людям спать пора!» Но наши удальцы не считали себя хорошими людьми, поэтому дождавшись когда все на холме поутихнет, незамеченными пробрались в храм самого Юпитера, смеха ради, влезли на огромную статую и сорвали, с головы хмурого властелина всей античной поднебесной, золотую корону. На рассвете же следующего дня, разбудила мамка Питилио криками и ругательствами, оказывается уже весь древний город Рим знал о краже золотой короны с головы бога громовержца и старцы на площади уже поговаривали что видел кто то на холме в этот вечер двух балбесов патрийских – Питилио и Лиано. Ничего не оставалось друзьям, как вскочить на быстрых лошадей и скакать из города куда глаза глядят. А глаза то глядели на север, в чащобы Маремманские, где среди труднопроходимых лесов жили маги и волшебники и не каждый рисковал входить в эти земли.

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

Так скакали друзья, скакали и на взмыленных лошадях прискакали к трем небольшим рекам, омывающим большое туфовое плато. Их поразила суровая красота этой местности, друзья перешли реку, поднялись по каменным склонам и заночевали в одной из пещер, выбитых в мягкой породе, то ли водой и ветром, то ли руками человеческими. На месте остановки друзей сложился город, который и был назван в честь беглецов -ПИТИЛЬЯНО. Это конечно только сказки... Складывались такие мифы уже в раннем средневековье, жителям всякого итальянского, а особенно Тосканского городка, хотелось быть хотя бы дальними родственниками легендарных предков.

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

А вот неуемные археологи говорят, что город Питильяно строилось на протяжении многих веков и уже к 7 веку до нашей эры был небольшим городским центром. В это время в нем жили этруски. Они то и оставили вокруг города многочисленные гробницы выбитые в мягком туфе. Гробницы некрополя, у подножия Питильяно, вокруг него и на окружающих холмах, можно наблюдать и сегодня. Въезжая в город вы можете заметить двери многочисленные гаражей и сараев по склонам туфовой горы, так вот это и есть древние гробницы. Конечно птильяновцы суеверны и постоянно рассказывают какие нибудь страшные истории о приведениях, шагающих мумиях и загробных голосах, которые иногда слышаться крестьянам работающим на полях, но вот ставить машины в бывшие гробницы или разбивать в них магазинчики вина и местных продуктов им совсем не страшно, потому что давным давно гробницы эти были разграблены и уже к 3 веку до нашей эры стояли пустые, пугая прохожих своими темными входами, как ртами исполинов, готовых заглотить дневной свет и унести вас с ним куда то глубоко, глубоко, прямо в царства Аида. Гробницы эти, строились на века, такое серьезное отношение этого народа было к загробной жизни, а вот городское строительство рассчитывалось только на срок жизни человеческой, поэтому то мы практически не знаем этрусского градостроения, только если крепостные стены остались, то здесь, то там, в разных городках Италии и в Питильяно их можно наблюдать у крепостных Совановских ворот. Зато некрополей, хоть отбавляй на этой территории, целые археологические парки, которые я вам советую посетить. Этруски не только некрополей вокруг Питильяно понастроили, но и провели к ним странные дороги, которые называются Вие Каве*, дороги эти выбиты в туфе и имеют протяженность от нескольких метров до нескольких километров; узкие, с отвесными высокими стенами, историки до сих пор предполагают для чего были нужны эти проходы.

Поднявшись на машине на холм высотой 313 метров над уровнем моря, мы оказываемся у центральных городских ворот, говорю центральные, потому что есть еще один вход в древний город- крепостные ворота Сованы 12-го века. Этот же вход с гербом, бывшей правящей династии княжества, ведет нас в бастион построенный примерно в 1509 году Флорентийским архитектором Антонио Сангалло Младшим. Антонио был племянником одного из известнейших архитекторов Тосканы- Антонио Сангалло Старший, он отстроил для папы Алекасандра VI (Родриго Борджиа) замок Святого Ангела, трудился над многими военными крепостями разбросанными по всей Италии, в Монтепульчано есть есть Бастион названный в его честь и великолепная церковь Святого Власия, отстроенная врзрожденческим архитектором. Но я отвлеклась немножко, так вот, племянник Антонио, был очень хорошим и известным военным архитектором, поэтому конечно же Князья Орсини, правящие в этом княжества, пригласили именно его для постройки крепости Питильяно. Антонио затылок долго не чесал, посмотрел, понял, нарисовал, рассчитал, а там уже дело за строителями- мастерами. Что было нового для того времени в проекте Сангалло, так это то, что он практически отказался от крепостных стен, снеся участками старые, еще периода этрусков и средневековья, город уже стоит на неприступном плато, поэтому архитектор оставил смотровые площадки между уцелевших укреплений и стен домов городка, таким образом, защитники крепости уже издалека могли видеть приближение врага. Но главным творение зодчего стал крепость- дворец Орсини. Крепостные ворота ведут в бастион, от которого сохранились только могущественные стены, а вот ров через который въезжали к крепости, уже давно завалили и поставили на его месте, муниципалитет с театром и назвали эту небольшую квадратную площадь именем великого полководца - Гарибальди, а как же без него.

Единственной улице ведущей в город, тоже насыпная и идет параллельно легким арками акведука Медичей. Водопровод был построен в период правления флорентийской семьи, но от богатой властной семьи получил только название, предназначенный для доставки воды на площадь города, так как водопровода в домах не было, акведук был построен на деньги горожан, обложенных непомерным налогом на воду.

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

Налюбовавшись панорамой открывающейся за акведуком, мы с вами входим на площадь города, которая когда то площадью не являлась, а была огромным естественным рвом, отделяющим крепость от города. Сейчас это наицентральнейшей Народной площади размещаются: два фонтана близнеца 19 века, фонтан Медичей, для которого и был протянут акведук, и конечно же крепость- дворец Орсини, вот от сюда то, дворец виден во всей красе. Только красоваться то тут и не чему, хорошо отштукатуренные стены скрывают от нас кладку крепости, вход в крепость украшает грозный лев, голова которого в один из бунтов питильяновцев была напрочь снесена одним из разбушевавшихся граждан княжества и утеряна, посмотрев внимательно вы заметете что новая голова льва чуть темнее всего изваяния. Мощные стены крепости должны были угрожать, говорить о неприступности, поэтому как таковой изящностью не обладают, декоративных элементов практически не имеют, если только небольшая терраска над входом в крепость и гербы Бертольдо Орсини** и Николо Орсини IV- самого известного и уважаемого господина семьи Медведевых, но о гербах позже. А вот внутренний дворик крепости очень даже мил, украшенный небольшим портиком из колон с дорийскимикапителями имеет свой колодец цистерну на мраморных плитах которого изображена геральдика семейства Орсини. Портик входа во дворец украшен тончайшей работы портиком с барельефами и вновь гербами Николо. Сейчас в крепости с опочивальнями епархии соседствуют два музея- археологический и музей крепости рассказывающей о ее истории. Да, еще не сказала, что Орсини с итальянского можно перевести как Медведевы, так что, с конца 13 века, до начала 17, княжество Питильянское называлось еще и княжество Медведевых. Над центральными крепостными воротами, до сих пор сохранился герб этой римско-маремманской семьи - овал разделенный на четыре ровных части в двух из них лев- вставший на дыбы, символ могущественной семьи Альдобрандески, породнившейся в 1275 году с семьей Орсини, символ которых белое поле разделенное красными полосками с верхнего левого угла в нижний правый и роза шиповника, а над всем этим величием пудель встающий на задние лапы, только не удевляйтесь тому, что это животное, совсем не из рода собачьих, а самый на что есть медведь, только худой, подстриженный и на медведя не похожий, потом что художник изобразивший это грозное животное, символ и покровителя семьи Орсини, никогда в жизни медведей не видел, даже на картинке, тем более в живую, не водятся они в этих местах, поэтому уж как смог так и сотворил.

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

Через Народную площадь мы входим в древний жилой район, как я уже говорила, город от крепости был отделен большим рвом и крепостной стеной, удивительно что город называли террой***, наверное в противовес крепости, там уж точно была поднебесная, сразу вспоминается Кафка с его «Замком». По «земле» как и сейчас проходило три центральные улицы, которые в самой древней части города соединялись и выходили в Совановские ворота. Если пойти в право, то вы пройдете по улице Рима и выйдите к Собору Питильяно, если пойти влево вы пройдете по улице Цукарелли, именуемой питильяновцами «гетто», потому что на ней испокон веков селились евреи и в одном из переулочек этой улицы было устроено гетто в период власти семьи Медичи.

Питильяновский Собор святого Павла и Петра совсем не поражает, небольшое одно-нефное здание, фасад периода позднего барокко, вся облицовка и скульптуры из гипса, если только вверху белым пятном заплатки из каррарского мрамора барельеф Вознесения Мадонны. Здесь, в глуши сплетения древних дорог ведущих не понятно куда, не понятно зачем, среди каменных домов сохранивших суровость старины, среди туфовых подвалов в которых испокон веков хранили вино и сыр, среди этих бабушек мирно пасущихся на стульчиках и скамейках рядом с крылечками своих бесхитростных жилищ, рядом с башней колокольней, огромной, тяжелой смотровой башней средневековья, все это барокко, кажется легкой оплеухой, насмешкой над зрителем, который уже с панорамной площадки увидев Питильяно сказал- «ОГОГО! Вот это дааа!», и дойдя до собора с распахнутыми глазами и открытым ртом так и проглотил его, не поняв, что это было, может просто мираж. Но на площади Григория VII****, рядом с Собором и Смотровой башней колокольней, рядом с бабушками скамейщицами, рядом с трактиром и разветвлением площади- заводи на реки улочки, есть любопытная скульптурная композиция на интересном постаменте. Памятник этот Семейству Орсини сотворенный из куска бело-чистого мрамора тонок по своему исполнению и напоминает руку мастера все тех же барельефов с портика двери и колодца крепости. На постаменте украшенном с четырех сторон гербами семьи и города, стоит на задних лапах зверек то ли большой хорек, то ли маленький и поджарый кабанчик, а нет- это все тот же медведь, который старательно в передних лапках сжимает щит на котором все тот же знакомый нам символ князя Николо IV, две руки держащие, нет, даже открывающие бульдожий ошейник , в центре которого распускается бутон розы шиповника. Надпись на постаменте гласит- как роза является самым красивым и ароматным цветком из всех цветов, как медведь является грозным и непобедимым животным среди всего животного мира так и семья Орсини является могущественной как медведь и аристократичной как роза из всех княжеских семей. О! Лихо да, ну что еще можно добавить в комплимент князей из медвежьего рода.

Спустившись ниже по улочкам, мы попадаем в самую старую часть города, где на разветвлении двух центральных дорог стоит церковь Марии и Святого Рохо, Святой Рох является покровителем города Питильяно,но и не только. Культ этого французского рыцаря 13 века зарождается где то в середине 15, когда черная чума уносит жизни по всей Европе и когда то цветущие города становятся эпицентром сражения не на «жизнь а на смерть», пугая усталых путников темным, гарким дымом поднимающимся над пустынными улицами по которым изредка проезжают скрипучие чумные телеги. Церковь Марии и Святого Роха, относится к 12 веку, считается самой старой в городе и стоит по легендам на фундаменте языческого храма. Если стоять лицом к возрожденцескому фасаду церквушки, то можно заметить сужение боковых несущих стен от абсидальной части к входу, это потому что церковь построена на развилке двух дорог. Прямо под ступеньками входа бьет еще один питильяновский фонтанчик, вода в нем, даже в самую жару прохладная и вкусная. На левой, внешней стене церкви можно заметить небольшой барельеф, из более темного камня, на нем изображена душа пожираемая соблазнами, душа эта очень похожа на несчастного бородатого крестьянина, который не ведал, не думал, вышел в поле поработать тут и напали с двух сторон драконы, такой у этого мужичонка растерянный вид, даже как то жалко становится душу грешную. Барельеф считается элементом привнесенным, то бишь не сотворенным именно для этой церкви а взятый откуда то. Взять «откуда то», да вмонтировать «куда надо» на это зодчие 11-12 и даже 13 века были мастера-лихие, это им за раз было сходить куда поближе, ну где гробницы всякие остались или там форумы римские, как кувалдой ухнуть по граниту древнему или мрамору белоснежному, подпилить, подштукатурить и вставить в стену собора надпись например древнеримскую, или цветочек каменный или еще какой разбубенистый мотив, при этом варварами не назывались, людьми были грамотными, каменщиками почетными. Когда будете в Пизе обязательно обойдите Собор Площади чудес со всех сторон, стены Пизанского Дуомо это просто чудо- там столько всего можно разглядеть и прочитать, от имен мастеров каменщиков, которые с гордостью подписывали свои участки работы, до четких римских букв и слов, нелепо перевернутых, или поставленных на торец. Внутри трех-нефная церковь Марии и Роха проста, несколько кусков отреставрированных фресок 15 века сиеновской школы и над алтарной частью любопытная фреска всех геральдических символов княжеских семей правивших в Питильяно до объединения Италии в 1861году.

Если от церкви пойти вниз по средневековым улочкам мы попадем на смотровую площадку города, справа от которой будет спуск к Совановским крепостным воротам.

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

Но мы же продолжим свой путь по улице Цукарелли, находящейся справа от входа в церковь. На этой улице издревле селились евреи. Как то гуляя с подругой по городку, мы заглянули в одну из лавок, находящихся на улочке, женщина, хозяйка лавки, в желтом свете настольной лампы что то строчила на электрической машинке. Перетрогав и перемерив все что было в нашей досягаемости и не найдя цену на одном из понравившихся нам хэнд-мейдовском объекте мы обратились к госпоже. Каково же было наше удивление, когда дама оторвавшись от шитья, пристально посмотрела на нас, прикидывая наверное, мы это серьезно или просто отвлекаем ее от важной работы и с хорошим немецким акцентом произнесла- “Tredici euri.” Поблагодарив хозяйку мы осторожно повесили сумочку на место и выкатились из каморки строя друг другу удивленные рожи. Пройдя с подругой несколько шагов молча, мы удивленно переглянулись, такой абсурдной, не влезающей в рамки нашего идеального представления о этом маленьком мирке со своей вековой историей, нам показалась эта встреча. Улочка, которую до сих пор называют «гетто»- слова связанное с информационными полями просмотренного, прослушанного, узнанного, где ждешь, ну, не знаю, бабушек евреек сидящих на скамеечках около входов в свои дома и неспешно разговаривающих на иврите, магазинчики с обесцвеченными красавицами еврейками продающими кошерное вино и мацу, узкие длинные, темные, холодные лавки с грязными стеклянными дверями, где старички – паучки в старомодных очках на длинных горбатых носах зависающие с лупой над старыми манускриптами торгуют антиквариатом и всяким старьем- прохудившегося материализма, улочка названная в честь еврейского питильяновского художника, имела тысячи образов, но не один из этих образов не говорил с жестким немецким акценте. Поэтому наверное, мы растерялись, над собой и миром внесшим коррективы в наше «идеальный образ».

А улочка то действительно хороша, именно с нее узкие переулки вливаются в монументальные смотровые площадки, с которых можно еще раз и еще раз насытится воздухом, солнцем, небом, простором, «дикими» лесами окружающими городок. Именно в этом районе была заложена в 16 веке и построена Синагога до сих пор радующая посетителей этой маремманской глубинки, зайдите, не пожалейте 3 евро, это история народа скитальца, прежде чем вы попадете в саму синагогу, нужно будет пройти музейные подвалы, где еврейскаякомуна омывала, хранила, готовила, выживала. Для меня именно эта, подземная история синагоги, кажется более интересной и насыщенной. Сейчас центральный вход в синагогу закрыт чугунной решёткой и что бы попасть внутрь надо спуститься через низкую арку в гетто, вот именно в этом загигулистом, узком переулочке в 1622 году по распоряжениюМедичи было устроенно гетто, в которое согнали всех евреев с города, стуча в двери домов небольшими полицейскими палками. Палки эти народное остроумие увековечила в форме еврейского пирога названного Сфратто*****медовая начинка вперемешку с орехами и цукатами в тонком слое без дрожжевого сладкого теста, вы можете его купить тут же в гетто в небольшом магазинчике, хозяйка которого красивая обесцвеченная итальянка, ловко упакует тонкую мацу, кошерное вино, сфратто, свое обояние, вначале запеленав каждый продукт как дитя любимое вначале в упаковочную бумагу, потом в пакетики а затем уже в большой белый пластиковый пакет.

Продолжая наш путь по улочке симпатичных уже не еврейских магазинчиков, мы выйдем с вами на ту же Народную площадь от куда и начался наш путь. Да, не будем торопиться, к слову о питильяновских евреях, из 400 человек проживающих в городе в 19 веке, на сегодняшний день осталось всего трое, одна семь из пожилой синьоры- мамы и двух взрослых сыновей. Поэтому в синагоге Питильяно не храниться священная книга Тора, но, синагога закрыта для посещения каждую субботу, и любая еврейская община, может провести в ней службу, говорят, что даже из Иерусалима приезжают сюда венчаться.

Прежде чем выйти на площадь заглянем на за стеклянные ветрины музея под открытым небом, в этой части города в 44 году взорвалась бомба сброшенная союзниками на город. Под развалинами археологи нашли печи этрусского периода. На этом небольшом участке земли можно воочию увидеть как обстоит дело под домами города. Туф настолько мягкий и удобный материал, что испокон веков люди живущими на этих территориях рыли его не только для гробниц но и для жилья и хранения продуктов. Подвалы, из этой вулканической породы, зимой и летом сохраняют температуру +15, 16 С, поэтому сыр и вино в них не закисает и портится а выдерживается и набирает вкус. И территории эти не зря славятся вином и сыром- Красное Совановское, Белое Питильяновское, Тосканский овечий сыр. Подвалов под туфовым городом великое множество и некоторые из них прорезают породу от одной части города до другой, старые легенды даже рассказывают, что из замка Орсини был тайный подземных ход, протяженностью в десяток км, который вел в более мощную крепость соседнего с Питильяно городка- Сорано. Но вот мы уже прошли акведук Медичи и через крепостные ворота вышли из старого города, что еще добавить к своему рассказу?

На противоположной стороне туфового плато, прямо перед мостом ведущим в город, расположилось еврейское кладбище, его видно отовсюду, прямо под огромными кипарисами, белые надгробные памятники, кусок этой земли был продан дворецкому врачу князей Орсини, в 1564, для захоронения его любимой супруги, ушедшей совсем еще молодой. Лечащий врач семейства , что именно с него и началась история питильяновской общины. Княжество Орсини, было хоть и маленькое, но все таки княжество, поэтому в деньгах всегда нуждалась, в чем им не отказывали жители их же государства, гонимые в это время по всей Европе. С приходом этого народа, територии маленького государства начали развиваться экономически. И не отправляйтесь в обратный путь не посетив Сорано и Совану- эти небольшие городки дополнят картину на тему Туфовой вариации.

Питильяно-город римских патрийцев Питилио и Лиано.

* Vie Cave- дороги этросок выбитые в камне VII- III в.в. до нашей э.

**На гербе Бертольдо Орсини изображен раскрытый циркуль символ умеренности и благоразумия - ставший в последствии одним из символов масонства.

***Terra (it) - земля

**** Площадь перед Кафедральным собором Пильяно носит имя Григория VII, связанного с российский историей а именно с Сыновьями Ярослава Мудрого. Папа римский был рожден в Соване в княжеской семье Альдобрандески. Его дом с мемориальной доской стоит на улочке ведущей в кафедральный собор. В честь папы была названа монументальная этрусская гробница Ильдебранда 3 века до нашей эры, находящаяся на территории Сованоских Некрополей.

*****Sfratto (it.)-выселение. Название традиционного питильяновского дольче, похожего на короткую дубинку, которой полицейские колотили в двери евреев при выселении их в "гетто".

ИГОГОГОГОГОГООООООООООООООООООООООООООО

22 – карма
Позиция в рейтинге – 1720
Комментарии