Баптистерий Кафедрального собора города Сиена сам по себе является постройкой необычайной, пристроенный, сказав не литературным языком, с заду соборного, литературным же - с внешней стороны прямоугольной апсиды центрального алтаря Дуомо, географически находится позади Собора образуя отдельную, от соборной, площадь с церковью Иоанна Предтече.
Крестильня первоначальная, как ей было и положено по старым канонам была восьмиугольной в плане и стояла перед фасадом Кафедрального, на то пример баптистерия Флорентийского, Пизанского или Вольтерровскго, но с 9 века стоящий на той же небольшой площадке ограниченной высокими обрывами, госпиталь- Санта Мария делла Скала, разрастается поглощая в бездонные недра свои все прилегающие к нему здания и баптистерий. Нынешний пристраивается там, где место еще было в середине 14 века, став монументальным примером эпохи уходящей от рвущей вертикальности стиля готического к математическому расчету стиля возрожденческого, от внешнего фасада в эхо собору, до внутреннего убранства в поддержания канона, от славы и богатства Сиеновского в после чумной кризис и медленный закат коммунальной независимости.
Небольшая церковь именуемая в честь Иоанна Предтече, разделена на три нефа, нефы на две травеи получается шесть, каждый крестовый свод имеет 4 паруса всего двенадцать на травею, 24 на все три нефа, алтарь пришлось пристраивать к скале из песчаника, вырубая мягкую породу в его основании и ломать кирпич древней крипты,тогда уже засыпанной и не нужной, трехгранной конхой апсиды. Три в алтаре разделено на два яруса фресок, на все три грани получается шесть. И в центре математической совершености восьмиугольная купель, как символ Дня Всевышнего dies dominica, 7 дней сотворения мира в Ветхом Завете и восьмого Завета Нового, восстановление, обновление, возрождение, восемь дверей, позволяющих перейти от одного состояния сознания к другому, граница постигаемого мира и мира божественного, вершина, наивысшее достижение человека на пути к божественному и еще можно много всего прочесть в цифре восемь.
Над купелью трудились совместно зодчие сиеновской и флорентийских художественных школ. Если в мире политическом два города соперника, готовы были перед друг другом в любой момент мечем помахать, для острастки, то в художественном сотворчестве получалось лучше не бывает, еще раньше Джотто, наверное, лишь бы заказчики щедро платили. Работы велись по эскизам главного мастера Купели- Якопо делла Кверча, над мраморными изразцами потрудились сиеновские скульпторы, бронзовую же пластику было поручено сотворить самому Якопу, Джованни ди Турино, Лоренцо Гиберти. Именное руке Лоренцо принадлежат "Золотые ворота" в баптистерии Флоренции и здесь, в Сиене, бронзовым пластинам вылитым мастером нет предела изящности, его "Крещение Господне" это просто будущий манифест прерафаэлитом.
Последний сюжет "Приношение головы Иоанна Предтече Ироду" был исполнен Донателло и считается выдающейся работой** мастера Возрождения. Перспектива арок удаляющихся в даль, создает эффект сценичности и пространственности, теряя ограничение двухмерности материла, как безмолвный крик Ирода эхом заплутавшего в пространствах галерей, сцена трагедии передается от первого плана ко второму, к третьему, к четвертому и воображение дорисовывает контуры дворца вдруг затихшего в осмыслении ужаса содеянного.
*Battistero (it.) от лтинского baptisterium- крестильня
** в этом произведении Донателло использует технику "стьяччато" выдуманную им же и позволяющую в формах не высокого барельефа передать глубокую перспективу сцены. Техника стьяччато будет использована и усовершенствованна Лоренцо Гиберти в "Райских Вратах" Флорентийского Баптистерия.