Турист Лена Набель (sienagid)
Лена Набель
была 14 апреля 2023 14:15

Прогулки по Сиене. Комплекс Кафедрального Собора Сиены. Крестильня.

1 1

Баптистерий Кафедрального собора города Сиена сам по себе является постройкой необычайной, пристроенный, сказав не литературным языком, с заду соборного, литературным же - с внешней стороны прямоугольной апсиды центрального алтаря Дуомо, географически находится позади Собора образуя отдельную, от соборной, площадь с церковью Иоанна Предтече.

Прогулки по Сиене. Комплекс Кафедрального Собора Сиены. Крестильня.

Крестильня первоначальная, как ей было и положено по старым канонам была восьмиугольной в плане и стояла перед фасадом Кафедрального, на то пример баптистерия Флорентийского, Пизанского или Вольтерровскго, но с 9 века стоящий на той же небольшой площадке ограниченной высокими обрывами, госпиталь- Санта Мария делла Скала, разрастается поглощая в бездонные недра свои все прилегающие к нему здания и баптистерий. Нынешний пристраивается там, где место еще было в середине 14 века, став монументальным примером эпохи уходящей от рвущей вертикальности стиля готического к математическому расчету стиля возрожденческого, от внешнего фасада в эхо собору, до внутреннего убранства в поддержания канона, от славы и богатства Сиеновского в после чумной кризис и медленный закат коммунальной независимости.

Прогулки по Сиене. Комплекс Кафедрального Собора Сиены. Крестильня.

Небольшая церковь именуемая в честь Иоанна Предтече, разделена на три нефа, нефы на две травеи получается шесть, каждый крестовый свод имеет 4 паруса всего двенадцать на травею, 24 на все три нефа, алтарь пришлось пристраивать к скале из песчаника, вырубая мягкую породу в его основании и ломать кирпич древней крипты,тогда уже засыпанной и не нужной, трехгранной конхой апсиды. Три в алтаре разделено на два яруса фресок, на все три грани получается шесть. И в центре математической совершености восьмиугольная купель, как символ Дня Всевышнего dies dominica, 7 дней сотворения мира в Ветхом Завете и восьмого Завета Нового, восстановление, обновление, возрождение, восемь дверей, позволяющих перейти от одного состояния сознания к другому, граница постигаемого мира и мира божественного, вершина, наивысшее достижение человека на пути к божественному и еще можно много всего прочесть в цифре восемь.

Прогулки по Сиене. Комплекс Кафедрального Собора Сиены. Крестильня.

Над купелью трудились совместно зодчие сиеновской и флорентийских художественных школ. Если в мире политическом два города соперника, готовы были перед друг другом в любой момент мечем помахать, для острастки, то в художественном сотворчестве получалось лучше не бывает, еще раньше Джотто, наверное, лишь бы заказчики щедро платили. Работы велись по эскизам главного мастера Купели- Якопо делла Кверча, над мраморными изразцами потрудились сиеновские скульпторы, бронзовую же пластику было поручено сотворить самому Якопу, Джованни ди Турино, Лоренцо Гиберти. Именное руке Лоренцо принадлежат "Золотые ворота" в баптистерии Флоренции и здесь, в Сиене, бронзовым пластинам вылитым мастером нет предела изящности, его "Крещение Господне" это просто будущий манифест прерафаэлитом.

Прогулки по Сиене. Комплекс Кафедрального Собора Сиены. Крестильня.

Последний сюжет "Приношение головы Иоанна Предтече Ироду" был исполнен Донателло и считается выдающейся работой** мастера Возрождения. Перспектива арок удаляющихся в даль, создает эффект сценичности и пространственности, теряя ограничение двухмерности материла, как безмолвный крик Ирода эхом заплутавшего в пространствах галерей, сцена трагедии передается от первого плана ко второму, к третьему, к четвертому и воображение дорисовывает контуры дворца вдруг затихшего в осмыслении ужаса содеянного.

*Battistero (it.) от лтинского baptisterium- крестильня

** в этом произведении Донателло использует технику "стьяччато" выдуманную им же и позволяющую в формах не высокого барельефа передать глубокую перспективу сцены. Техника стьяччато будет использована и усовершенствованна Лоренцо Гиберти в "Райских Вратах" Флорентийского Баптистерия.

22 – карма
Позиция в рейтинге – 1717
Комментарии