И горы вставшие над Арно,
и запах трав , и в блеске даль.
Н.Гумилев
Мосты Флоренции. |
И горы вставшие над Арно,
и запах трав , и в блеске даль.
Н.Гумилев
Вся "мостовая" жизнь города Флоренции начинается конечно же со Старого Моста- Ponte Vecchio , и не потому что это самый старый мост города, явно уже стоящий в деревянном варианте еще при этрусках и римлянах, но и потому, наверное, что центральнее моста во Флоренции просто не найти, если вы идете в направлении Арно с Площади Синьории или от Дуомо, вы обязательно выйдете именно на Понте Веккьо. Переполненный с утра до вечера разношерстной толпой зевак, туристов, любителей "золотого шопинга", мост стал символом цветущей и обязательной туристической достопримечательностью.
В наводнение 1333 года, горная река Арно вышла из берегов и смыла все существующие мосты Флоренции, в том числе и Понте Веккьо, но трагедия флорентийцев была не в этом, бог с ними, с мостами, в заречье многие привыкли на лодках плавать, но вот то, что вместе с мостом смыло древнюю скульптуру римского бога Марса, флорентийцы приняли как очень плохой знак. Ну и тут же началось- голод, экономический кризис, крах флорентийских банков по всей Европе, Черная Чума и так до начала пятнадцатого Флоренцию качало и шарахало, шарахало и качало, но ничего привыкли, наставили везде Марцокко- маленьких Марсов в виде флорентийских львов, завели живых в клетка и как то все устаканилось.
А в XVI-ом по мосту проложили коридор Вазари построенный придворным мастером всего за пять месяцев. Коридор был очень нужен семье Медичи, что бы по грязным улицам домой в Дворец Питти из Уффицы не ходить, со всякими прохожими назойливыми за руку не здороваться, на глупые вопросы любопытных горожан не отвечать и вонь мясных лавок размещенных на мосту не нюхать. Но воняло так что и в коридоре было слышно, так что к концу века все же Фердинанд II мясо продавать запретил и постановил продавать золото, оно все ж не пахнет, а мост так и остался застроенный игрушечными домиками, в которых и разместились золотые лавки.
Понте Веккьо был единственным не подорванным нацистами мостом при отступлении в 1944, есть даже "флорентийская история" по которой сам Гитлер отдал приказ не взрывать мост, так запомнившийся ему в его знаменательное посещения города в 1938 году.
Понте алле Грацие-Ponte alle Grazie был когда то самым длинным городским мостом, в изначалье своем, немного походил на Ponte Vecchio, застроенный маленькими кельями монашек, а название свое получил от Часовенки с изображением Богородицы Благодати, но городская жизнь кипела, повозки запруживали узкий проезд моста, в итоге решено было все с моста снести, очистив его для проезда. Алле Грацие связывает со смотровыми площадками города. Сан Миньято аль Монте, Пьяцца ди Микеланджело, Сад Роз-все через мост, по тихим улочкам квартала Сан Николо, где за памятником Демидову расположилось Кафе Вивальди, которое ценю за диваны и вкусное кофе, так порой не хватает малого после длительной прогулки по холмистым городским буеракам, просто утонуть уставшей задницей в огромном кресле и попивать горячее и сладкое, без лишних расходов на обслуживание за столиком. Люблю этот маршрут.
Сант Тритина-Ponte Santa Trinità это само изящество, мост перестроенный Амманнати по проекту Микеланджело и заказу Косимо I с целью связать заречную резиденцию Медичи- Палаццо Питти с политическим центром города, был назван в честь Троицкой церкви находящейся совсем недалеко от моста, этот шикарны раион города с широкой улицей Торнабуони всегда был лицом и знатным городским "салоном". Подорванный нацистами во Второй мировой войне, мост был восстановлен из руин поднятых со дна Арно, даже статуи четырех времен года обрамляющих въезд на мост были найдены и восстановлены, вот только голову Весны искали очень долго и тщетно, помогли американские доллары. Вознаграждение в 5000 зеленых заморских купюр получили молодые лихие флорентийские гребцы, выловившие мраморную голову в 1961 году и Флоренция облегченнo вздохнула, все вновь расцвело и начались цветущие шестидесятые. Уважаю мороженицу Санта Тринита находящуюся сразу за мостом на право на заречной набережной, оч вкусно.
Каретному мосту не очень повезло, Понте алла Каррайя- Ponte alla Carraia флорентийцы прозвали Горбатым Мостом. После разрушения нацистами, мост был восстановлен после войны, так как его и построил Амманнати в XVI-ом, но только вышел он немного горбат, флорентийцы возмутились и не пришли на торжественное открытие, вот они такие эти флорентийцы, мне ж его изгибы даже как-то приятно радуют, но раз бог не дал флорентийкой родиться, то что ж на вкус пенять. С тенистых, узких улиц квартала Cанты Марии Новеллы, до моста рукой подать, за мостом еще одна радость "не туристического" района церкви дель Кармине с самыми известными фресками Мазаччо и Мазолино, а пока идете до капеллы Бранкаччи, можно на ходу вкушать вкуснейшее мороженное из Ла Каррайя, джелатерия сразу же на право за мостом.
Мост Америго Веспуччи- Ponte Amerigo Vespucci совсем современный мост, посвященный флорентийскому мореплавателю, отстроен в середине 20-го века, от него совсем недалеко изящная площадь "Всех Святых"-Ognissanti с буржуазными гостиницами и одноименной церковью, усыпальницей семьи Веспуччи, здесь так же захоронен Боттичелли и по легендам муза художника и возлюбленная Джульяно де Медичи, Симонетта Веспуччи. Вид с набережной на Заречье здесь потрясающий. Удивительно, что когда-то Ольтрарно- Oltrarno меня совсем не потрясало. В Сиенском универе на факультете археологии, как то на лекции после фразы профессора о том, что наши глаза видят то что знают, пришло понимание восприятия как такового. Часто прикладываю "археологический метод" к моей повседневности, вот не знала я заречья и "не видела" его, сейчас познаю и как на фотобумаге в засвеченной красными лампами фотолаборатории проявляются образы- вот купол Церкви дель Кармине, вот колокольня Санто Спирито, а на горизонте медичевский форт Бельведере за ним холм Сан Миньято и так во всем, больше знаешь, больше видишь.